Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
180px-ajantisl

Автор Доктор 73

100

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

Обещанное нужно выполнять, пусть даже с момента обещания прошло столько времени, что все успели позабыть о нём. Но я не забыл и считаю себя обязанным выступить в защиту творчества весьма уважаемого мной автора: Сергея Тармашева. Поводом для написания данной статьи послужил материал vladforn 61 *.

Для начала не откажу себе в удовольствии процитировать стихотворение С.Я. Маршака «Учёный спор»:

"Слепцы, числом их было пять, в Бомбей явились изучать индийского слона.

Исследовав слоновий бок, один сказал, что слон высок и прочен, как стена.

Другой по хоботу слона провёл рукой своей

И заявил, что слон - одна из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка, и утверждает он:

- На два отточенных штыка похож индийский слон!

Слепец четвёртый, почесав колено у слона,

Установил, что слон шершав, как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону со стороны хвоста,

Определил, что слон в длину не больше чем глиста.

Возникли распри у слепцов и длились целый год.

Потом слепцы, в конце концов, пустили руки в ход.

А так как пятый был силён, - он всем зажал уста.

И состоит отныне слон из одного хвоста!"

К чему это я? Да разве можно судить о творчестве автора, прочитав лишь только две его книги? Тем более, что первой на глаза попадается единственный – а потому, возможно, не слишком удачный - его опыт в жанре «хоррор». Лично я вообще поостерёгся читать "Отель Оюнсу" именно по этой причине – «выпадает» из общего стиля, вряд ли окажется интересной. Так как я не читал этого произведения, то и защищать его не буду. Но «выступления» в адрес цикла «Древний» без внимания не оставлю.

Итак, «штампы» и прочее.

vladforn61

"В начале книги мы видим первый штамп от Тармашева… роман начинается с поездки на машине. Штамп второй - тайга и любовное её описание, ну любит господин Тармашев поездки на машине и тайгу."

Вероятно, Сергею Тармашеву стоило написать, что к убежищу прилетают на вертолёте? Было, во множестве книг и фильмов. Идут пешком? Нелепо и даже глупо. Едут на поезде? Было - Сергей Лукьяненко, "Поезд в тёплый край". Велосипеды? Реактивные ранцы? Телепортация? Многие из читателей перестанут читать прямо на моменте описания такого способа передвижения.

Убежище в тайге! Ишь, чего придумал Тармашев – выстроить убежище в относительно недоступном месте! Даёшь на окраине большого города! Пусть всем известно, где оно находится, и в случае катастрофы пусть огромная толпа желающих спастись перекроет пути подъезда к нему. Да и супостату удобнее будет наводит ракеты: шутка ли, одним махом накрыть и город, и бункер. Ну, и как прикажете в этой ситуации обойтись без «штампов»? Если по логике вещей любой противоатомный бункер должен располагаться в удалённой местности; с неудобными подходами и единственной дорогой к нему? Идём дальше.

vladforn61

"Штамп третий - это описание всяческого оружия и бтр-бмп, ну это понятно."

Действительно, чего это он? Описал бы Титанов из Вархаммера, цепные и световые мечи… Ах чёрт, это тоже было! К тому же ещё одна сложность: время действия не так уж далеко от настоящего. Кроме того, описание техники и оружия – далеко не самое главное в сюжете первой книги. (Кстати, в последующих книгах появится масса более «продвинутого» вооружения, экипировки и техники.)

vladforn61

"Быстрота мутаций и изменений в окружающем бункер мире меня смутила, за пару десятков лет или сколько там... появление совершенно новых приспособленных к вольготному существованию биологических видов, ну это слишком."

В фантастической литературе есть такой старый приём: если автор пишет о чём-то, чего по логике вещей быть не может, он именно так и говорит: «Я не знаю, как такое возможно». Пример:

«Потом неведомый обитатель глубин заморгал глазами, открыл их и, заслонившись свободной рукой от света, открыл рот и испустил крик, почти такой же членораздельный, как человеческая речь, проникший даже сквозь стальную оболочку и резиновую обивку шара. Как можно кричать, не имея лёгких, -- Эльстэд не берётся объяснить.» Герберт Уэллс, "На дне океана"

А вот отрывок из книги Сергея Тармашева «Древний. Катастрофа» (стр128):

« - Как такое могло появиться на свет всего за семь лет? И каким образом выжили птицы?

- Это не птицы, Андрей. Это летучие мыши. Точнее, то, что с ними стало.»

Нужны комментарии?

vladforn61

"Недостаток его творчества это обилие штампов, повтор подобранных идей и сюжетных поворотов. И конечно графоманская привычка не заканчивать повествование в нужный момент."

То есть, автор написал первую книгу и, обнаружив, что она хорошо продаётся, стал продолжать цикл? Предоставим слово самому Сергею Тармашеву:

«Теперь о непосредственно «Древнем-7». Когда я делал продолжение трилогии «Катастрофа. Корпорация. Война», я планировал, что книг будет тоже три: «Вторжение. Расплата. Возрождение». Однако объем «Возрождения» превысил все мыслимые границы, а именно достиг объема двух больших, а то и трех небольших книг. Поэтому, чтобы не выпускать в продажу гроссбух по жуткой цене (книги и без того стоят совсем недешево), было принято решение сделать седьмую книгу, куда войдет всё то, что не уместилось в «Возрождении», а также непосредственно концовка. Поэтому «Древнего-7» стоит воспринимать окончанием «Возрождения», но не самостоятельной книгой. Надеюсь, что она вам понравится. На этом завершается текущий хронологический отрезок саги, и одобренный к обнародованию «Древний» заканчивается. Быть или не быть продолжению - это я буду решать не ранее чем через два года, основываясь на ваших пожеланиях. До тех пор «Древнего» не будет. Как и в прошлый раз, сага должна пройти испытание временем.»

Ещё раз о «штампах»: лично я ещё ни разу не встречал подобного описания сражения в космосе (или даже отдалённо похожего!):

«Зрелище действительно впечатляло. Внизу, в мёртвой тишине космического вакуума, на многие тысячи километров словно разверзлось жерло исполинского вулкана, изливающего бесконечные триллионы тонн бурлящей ярко-оранжевой лавы, то тут, то там вскипающей ослепительно белыми пузырями термоядерных взрывов. И в это бесшумное варево смерти стремительно ныряли всё новые и новые акульи силуэты, и бушующий океан огня вспарывали сотни ярчайших вспышек, заставляя местное солнце признать поражение в состязании на лучшую светимость. Корабли двух флотов застыли, как два внезапно остановленных неведомой силой метеоритных потока, и тысячи глаз пристально следили за беззвучным торжеством яростно клокочущего океана смерти, безраздельно властвующего над этой частью холодной и безразличной ко всему пустоты.

Спустя полчаса о недавно развернувшемся здесь жестоком сражении напоминала лишь лёгкая газовая туманность, быстро остывавшая под ледяным дыханием космоса. Горнило ядерных реакций поглотило всё, вплоть до мельчайшего обломка, и не было смысла искать выживших и пленных.»

vladforn61

"Язык у Тармашева хороший местами красочный, не Александр Сергеевич, конечно, но хороший. Этого у него не отнять, запас слов не ахти... но пойдет. Для писателя "Метро" и прочих подобных сюжетов."

Да где же это, в какой книге «Метро» есть хоть одно место, похожее на приведённый выше отрывок? Не говоря о том (ох, сейчас я получу!), что описываемый в книгах «Метро» мир совершенно нереален. На крохотных станциях размещаются и плантации грибов, и свинофермы, и рынок, и жилые помещения и много чего ещё… А где берут воду? Куда, простите, ходят в туалет? (Свиньи тоже не духи выделяют!) Откуда поступает чистый воздух? С поверхности? Вместе с радиоактивной пылью? Сколько человек нужно, чтобы круглосуточно охранять четыре выхода в туннели (хорошо, пусть два, если ещё два завалить – вот только чем?)?

Убежище, описанное Тармашевым, огромно по размерам – предусмотрено место для всего - абсолютно автономно; есть свой ядерный реактор. Метро же предназначено для временного пребывания – и только. Не говоря о том, что дальнейшее действие в «Древнем» не ограничивается ни убежищем, ни Землёй, ни даже нашей Галактикой. «Метро» описывает мир после ядерной катастрофы, а цикл «Древний» поднимает множество глобальных проблем и пытается давать советы о способах их решения. На мой взгляд, попросту неэтично сравнивать «Метро» и «Древнего», а уж приводить в пример какой-то фанфик… просто нет слов.

vladforn61

"И здесь можно написать чужое мнение. Когда я брал "Отель Оюнсу", я спросил у продавца его мнение о творчестве Тармашева… На вопрос читал ли он сам "Древнего" и какое впечатление от этого цикла, тот ответил - "Читал и даже где-то дома лежит. Но читать можно только первые две или три книжки, потом и идет мура и пое... хрень. Надо было остановится на третьей книге и дальше ничего не писать".

И я приведу чужое мнение. Как-то раз я увидел на лотке книгу со знакомым названием, подошёл и взял её в руки. И тут продавец говорит: «Не советую покупать, у меня уже брали её и вернули обратно, сказали – полная чушь.» Это была «Дюна» Фрэнка Герберта… (Разумеется, я купил!) На время прекращу разбор статьи vladforn 61 * и обращусь непосредственно к циклу «Древний», насчитывающему семь книг:

1. «Древний: Катастрофа» (2008 год первого издания)

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

2. «Древний: Корпорация» (2008 год)

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

3. «Древний: Война» (2009)

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

4. «Древний: Вторжение» (2011)

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

5. «Древний: Расплата» (2011)

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

6. «Древний: Возрождение» (2012)

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

7. «Древний: Час воздаяния» (2012)

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

Первая книга знакомит нас с главными героями, рассказывает о ядерной катастрофе, жизни в убежище и вне его, политических интригах и прочем. Вторая повествует о разборках с властью, очистке Земли от последствий апокалипсиса, под конец – о боевом контакте с двумя неизвестными цивилизациями. В третьей к «веселью» присоединяется ещё несколько инопланетных рас, война становится галактической. Четвёртая: кажущееся послепобедное благополучие. Появление нового, ужасающего по силе врага. Политический и экономический строй инопланетян. Полная утрата обороноспособности и трусливое бегство землян. Пятая: образование двух коалиций, поражение земной коалиции на всех фронтах, возвращение флота Древних. Шестая и седьмая – путь к победе. (Конечно, это крайне примитивный пересказ содержания!)

Немного отрывков из книг: решайте сами, «штампованные» они или нет.

«…Опасен враг, что, потрясая оружием, презрел границы земель наших и войною беспощадною идёт на священные земли народа Дра'О! Всем миром должно встать на его пути и сразить войско неприятельское. Но неизмеримо более опасен тот враг, что безоружным и со сладкой улыбкой на устах приходит под личиной странника несчастного. Ибо он, источая лесть и дружелюбие, без всякой битвы занимает землю нашу, словно собственную, и плодится он средь нас, и множится свободно и без меры. И вот уже нет на собственной земле места народу Дра'О, и чужаки восседают на тронах мужей торговых и государственных, а их лживые заповеди червём незримым стремятся источить в труху гнилую Священные Законы Предков и затуманить разум детей наших чужою верою и обычаями. Таких недругов умерщвлять надобно не медля, без пощады, и в тысячу крат пуще тех, которые вражды своей не прячут…»

(Синодальный перевод радиоперехвата затухающих колебаний автоматической трансляции Песни Обретения Свободы погибшей цивилизации Дра'О, занесённый в Первую Священную Скрижаль Риулов, ориентировочная дата обнаружения информации 2 000 000 лет назад, точные данные неизвестны.)

"К сожалению, тезис о том, что к драке прибегают лишь неспособные вести диалог, в действительности не более чем профанация. История показывает, что на самом деле к диалогу приступают лишь тогда, когда не имеют возможности добиться своего силой. Отобрать у слабого гораздо проще, чем убедить его расстаться с нужной тебе вещью добровольно. В итоге даже самые миролюбивые расы обязаны быть вооружены до зубов и очень опасны, иначе можно погибнуть прежде, чем дело дойдёт до стола переговоров."

"Когда это правящая верхушка, живущая ради достижения собственных целей, отдавала власть по-хорошему, и неважно, принадлежала она к внешним паразитам или являлась выходцами из собственной популяции? Не передавала её из рук в руки от одной своей марионетки к другой, пусть даже формально принадлежащей к некоей иной партии, а именно отдавала абсолютно другой силе? Никогда. История убедительно показывает и доказывает простой постулат: к власти всегда приходят силой оружия. После того как это произошло, оказавшаяся у руля группа лиц создает массу законов, написанных собой, для себя и под себя, если хотите. И объявляет захваченную страну, планету или расу исключительно справедливым образованием, свято почитающим законы. Но, заметьте, законы эти полностью отвечают интересам правящих элит. И если эти элиты находятся у руля с целью собственного обогащения и возвеличивания, то они сделают всё для того, чтобы согласно действующему законодательству власть никогда бы не досталась кому-то другому, кто не относится к их кругу. История изобилует примерами всевозможных уловок для этого! Начиная от создания нескольких, разумеется, законопослушных, партий, якобы исповедующих разные политические взгляды, а в действительности принадлежащих одним и тем же кукловодам, до организации всевозможных теневых правительств, управляющих миром, разделённым на государства, жители которых свято и наивно верят в свой суверенитет, самостоятельность лидеров и так далее!"

«…Всегда ставьте заботу о Великой Расе нашей превыше мелочей собственных, и в первую очередь ей посвящайте благородные деяния свои. Лишь тогда народ наш достигнет высот небывалых и возможностей безграничных. Помните, сила Риулов в единстве, монолиту подобном. Ибо миллион, сплочённый воедино стремлениями общими, всегда одолеет миллиард разрозненный, в угоду личным мелочностям разобщённый…»

( Девятая священная Скрижаль Риулов)

"Не следует путать бездумную кровожадность и безосновательную ксенофобию с праведной ненавистью человека, Родине которого угрожает смертельная опасность. Патриотизм и желание дать отпор убийцам своих соплеменников, заполонившим родные миры, — это истинные качества любого Настоящего Человека. Те, кто исповедует их, есть стержень нашей расы, её будущее. Надо радоваться, что в Содружестве ещё остались такие Люди. Иначе никакой Флот не поможет, рано или поздно чужеродные враги не оставят от нас и следа. Родина священна, и нечего здесь делать всякой нечисти."

"Никуда он не уйдёт, если действительно является Идеальным Паразитом. Но согласится уйти обязательно. И даже расскажет нам что-нибудь увлекательное о толерантности и взаимной терпимости, лишь бы мы успокоились. Это обычная и самая простая уловка всех паразитов, тихо расползающихся по чужой территории. Чтобы успешно поработить сильный организм, нужно в первую очередь убедить его в том, что всё хорошо и решительно нечему сопротивляться. А для достижения этой цели лучшего оружия, чем толерантность, не найти. Всё тихо, мирно и любвеобильно, а потом раз — и в один прекрасный день ты понимаешь, что твой мозг или жизненное пространство, тут без разницы, тебе уже не принадлежит. И всё законно, бороться нельзя. Впрочем, к тому моменту бороться обычно уже некому."

"- Толерантность хороша исключительно до тех пор, пока окружающие наш народ восхитительно прекрасные разумные существа сидят у себя дома, - презрительно усмехнулся Тринадцатый. - И не претендуют на нашу территорию, мировоззрение, недра, богатства, власть и так далее. Я всех люблю, пока они не нарушили государственную границу моей Родины. Но вот как только нарушили - это уже враги, подлежащие немедленному уничтожению."

Как, по-вашему, походят произведения, содержащие подобные текстовые фрагменты, для чтения «…в электричке или автобусе, когда надо или спать или читать, смотреть в окно, бухать, пи... болтать, грызть семки.» (vladforn 61 *)?

Ладно, оставим в покое «штампованного» «Древнего», обратимся к дилогии Сергея Тармашева «Наследие» - скорее всего, в современной фантастике вы не найдёте не только ничего похожего, но и ничего, что было бы настолько тесно связано с реальностью.

ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА
Мир книг - ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВАЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА

Речь идёт об опасности трансгенных продуктов и о том, к чему может привести их повсеместное внедрение. Главная героиня первой книги – Шаро Предрекшая. Один из главных злодеев – компания «Монсанто».

Вот информация о "Монсанто".

Здесь - интервью с "Шаро Предрекшей".

А тут - её сайт.

Мало написал о "Наследии"? Конечно, мало. Но, надеюсь, достаточно, чтобы заинтересовать книгой?

Читайте, сравнивайте, изучайте, делайте выводы – честное слово, книги Сергея Тармашева (за возможным редким исключением про отель) не относятся к числу тех, которые стоит читать «в обеденный перерыв».

100
Интересное на Gamer.ru

10 комментариев к «ЦИКЛ И ДИЛОГИЯ СЕРГЕЯ ТАРМАШЕВА»

    Загружается
Чат